Человек
образованный – тот, кто знает,
где найти
то, чего он не знает.
Георг
Зиммель
"Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием
успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого
является овладение учителями новыми различными методами и формами
преподавания.
XXI век — век высоких
компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной
культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре —
он должен стать координатором информационного потока. Следовательно,
учителю необходимо владеть современными методиками и новыми
образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке
с ребёнком.
Сегодня, когда информация становится
стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и
ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе
постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это
непрерывный процесс.
Одной из главных задач, стоящих перед
учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире,
активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых
информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на
развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему "учитель –
ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание –
компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования
является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Эффективное
использование ИКТ для самообразования педагога возможно при определённых условиях:
- Современная компьютерная база,
программное обеспечение, свободный доступ в Internet; образовательные
ресурсы, учитывающие возможности ИКТ, методическое сопровождение к
ним;
- Курсы подготовки и
переподготовки учителей, разработанные на основе
личностно-ориентированного, деятельностного, уровневого подхода;
дальнейшее сопровождение деятельности педагога тьюторами; адекватная
возникающим педагогическим затруднениям педагогическая поддержка с помощью
дистанционных образовательных технологий; сетевое взаимодействие
практикующих учителей и экспертов для выработки новых идей;
- Диагностика, позволяющая
производить измерения и оценку результатов самообразования педагогов
средствами ИКТ, диагностика качества цифровых образовательных
ресурсов, отражающих уровень профессиональной компетентности
педагогов; система зачётов по курсам, ориентированная на самообразование
посредством ИКТ; система премирования по результатам работы: за издание
методических пособий, разработку цифровых образовательных ресурсов,
проектирование учебных занятий с их применением и др.
Всё выше
перечисленное мотивирует педагога на самообразование посредством информационно
- коммуникационных технологий, поможет ему овладеть сетевой культурой.
При
использовании материалов Интернет - ресурсов необходимо соблюдать определённые
правила поведения (например, учитывать авторское право), нормы общения на
всевозможных форумах, в блогах и чатах. Речь идёт о культурном уровне и
воспитанности человека, с помощью современных информационных технологий
включённого в коммуникативный процесс во Всемирной паутине. В интернет -
пространстве существует множество суб - культур, формирующих внутри себя собственные
нормы и правила поведения, которые различаются по тематической направленности
информационных ресурсов и форме подачи информации на них, но учитель,
безусловно, должен быть и в Сети интеллигентным пользователем. Формируя свою
ленту записями других пользователей, меняя список друзей, владелец сайта, блога
способен контролировать не только объём и содержание, но и стилистику
принимаемой информации, таким образом оказывать влияние на учащихся, на их
духовное развитие, манеру общения, да и на весь социум. По сути дела, Сеть -
это зеркало реальной жизни.
Во - вторых,
у учителя должен быть высокий уровень развития пользовательских навыков, умение
эффективно работать с информацией, как получая из интернета, так и размещая в
Сети. Сетевая культура определяется умением грамотно подать материал в форме
Интернет - ресурса. Прежде всего, конечно, оценивается образовательная и
научная польза ресурсов, их художественная ценность, но не менее важно выбрать
удачную композицию, внести гиперссылки и переходы, создать удобное меню,
выдержать стиль.
Поэтому
самообразование целесообразно вести по нескольким направлениям: формирование
интеллигентности в широком смысле слова; пополнение предметных знаний и знаний
в области современных технологий образования; развитие навыков уверенного
пользователя различных коммуникационных сервисов, формирование умений для
создания собственных информационных ресурсов; включение в сетевые
профессиональные сообщества.
Сегодня всё более можно
говорить об Интернете как не о способе развлечений, а о серьёзной базе, где
можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания.
Путешествуя
по необъятным просторам Сети, я познакомилась со многими образовательными
Интернет-ресурсами, которые стала
активно использовать в своей учебно-методической и внеурочной работе.
Это интернет - ресурсы, созданные для общения
педагогов различных регионов нашей страны. Они объединяют профессионалов,
являются площадкой для обсуждения педагогических проблем, обеспечивают
доступ к различным источникам информации, дают возможность самостоятельно
создавать сетевое учебное содержание, предусматривают получение
консультационной помощи, проводят систематизацию информационных материалов.
В настоящее время наиболее популярными среди
виртуальных объединений и сетевых сообществ педагогов являются: Сообщество
взаимопомощи учителей -http://pedsovet.su/, Интернет-государство
учителей (intergu.ru), Педсовет.org - pedsovet.org, Российский общеобразовательный портал - www.school.edu.ru, Открытый
класс - www.openclass.ru, Сеть
творческих учителей - it-n.ru, Центр образовательного
законодательства (lexed.ru), Российское образование. Федеральный портал- edu.ru, Федеральное агентство по
образованию - ed.gov.ru, Фестиваль
педагогических идей "Открытый урок" -http://festival.1september.ru/так же есть казахстанские интернет-
ресурс для педагогов:
Педагогический журнал Казахстана - kollegi.kz, Сайт Минестерства образования РК - ucheba.kz/,
Образовательное сообщество Казахстана - www.uchi.kz,
www.sabak.kz/, Интерактивный урок - ustaz.kz, Интернет журнал Pedagog.kz - pedagog.kz.
Все эти сайты предоставляют возможность
пользоваться материалами других учителей, а также размещать на сайте свои
разработки. На многих из них можно получить сертификаты или свидетельства о
размещении своих разработок. Сертификаты приходят на электронную почту или на главпочтамт
заказным письмом. Эти документы с приложением к ним напечатанных работ
используются для получения или подтверждения категорий.
Компьютер
– на столе педагога – это не экзотика, а инструмент для профессиональной и
творческой работы. Компьютерные технологии – это уже реальность, которую
используют в своей работе учителя нашей школы. Каких только инструментов нет
сегодня в распоряжении учителя,
рискнувшего вместе со своими учениками опробовать новые образовательные
методики: специальные учебные среды, платформы для блогов, и, конечно,
бесплатные веб-сервисы, использование которых может сделать учебный процесс
более увлекательным.
Портфолио – это одна из форм оценивая деятельности
учителя как со стороны администрации, так со стороны педагогического сообщества
в целом, при этом ориентирующая самого педагога на самооценивание. Деятельность
современного учителя трудно представить без применения
информационно-коммуникационных технологий. Так, Internet-пространство открывает
практически неограниченные возможности по созданию и наполнению
медиа-портфолио, а именно персонального сайта учителя. В рамках
деятельности учителя-экспериментатора мною был создан Персональный сайт учителя
физкультуры и Сайт 7 класса КГУ "Средняя школа №17".
Проанализировав работу своего сайта, выделю ряд преимуществ медиа-портфолио по
сравнению с «бумажным» вариантом накопительной папки:
- интерактивная связь через сайт с учащимися, их родителями, а также коллегами
мобильна и продуктивна в плане оценивания деятельности учителя;
- сайт позволяет не только представить свои наработки для всеобщего обсуждения,
но и посредством систем анкетирования, опросов узнать мнение пользователей
Internet о современных проблемах школы;
- отслеживание на сайте таких параметров, как количество просмотров и
скачиваний материалов, помогает понять, в какой мере продуктивен тот или иной
материал, разработанный учителем;
- материал, выложенный на сайте всегда «под рукой», т.е. готов к использованию
на уроке, достаточно подключиться к сети Internet;
- сайт открыт для всех пользователей Internet, а значит, что педагогическое
сообщество не только моей школы, города, но и всего мира имеет доступ к моим
наработкам (об этом говорит статистика посетителей сайта).
Таким образом, персональный сайт учителя является «живым» инструментом не
только для создания имиджа современного педагога, но и для накопления
материала, рефлексии, корректировки своей деятельности.
Где можно создать бесплатно собственный сайт? Назову несколько адресов:
|